Прес-центр

5 дел на пути в Европу: замминистра АПК о евроинтеграции, трезво

Замминистра агрополитики по вопросам евроинтеграции Владислава Рутицкая о том, почему украинский агробизнес евроинтегрируется только через 5 лет

Европейский рынок для украинских производителей станет отправной точкой для улучшения состояния платежного баланса, увеличения платежных поступлений, развития производства как такового. Для того чтобы украинская экономика стала европейской, нам еще многое предстоит преодолеть. Пока что близость к еврозоне от нас - в пяти шагах. Однако сделать их более чем непросто.

1. Сближение законодательства Украины в агропромышленном комплексе с законодательством ЕС

Процесс разработки, рассмотрения и принятия законов начался еще в 2014 году. Более того, некоторые законы начали частично действовать с сентября 2014-го, а полную силу набрали в 2015-м (в частности, Закон Украины "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно идентификации и регистрации животных"). Планируется, что в ближайшее время будут приняты законодательные акты по следующим направлениям: пищевая безопасность, дерегуляция, разгосударствление, а также содействие притоку международных инвестиций.

2. Осуществление проверок различного характера по инициативе и приподдержке Европейской комиссии

Обязательным условием выхода на рынки ЕС является осуществление регулярных проверок качества и конкурентоспособности продукции каждого конкретного предприятия и национальных продуктов в целом. В апреле 2015-го мы получили аудиторский отчет Еврокомиссии, который констатирует возможность для ряда украинских производителей молока и молочной продукции поставлять на экспорт свои товары. Остальным предприятиям, которые пожелают осуществлять такой экспорт, также придется пройти многочисленные и строгие проверки европейских экспертов. Ранее подобное разрешение Украина получила на экспорт курятины, а на данный момент эксперты Еврокомиссии оценивают возможность экспорта украинской свинины и говядины на территорию Европейского союза. Соответствующие проверки начнутся в ближайшие полгода.

3.  Установление европейского уровня пищевой безопасности

Мы - это то, что мы едим. Поскольку Украина - европейская страна, как определил документ об ассоциации, то и продукты у нас должны быть европейского качества. Уже осенью этого года должен вступить в силу Закон Украины "Об основных принципах и требованиях к безопасности и качеству пищевых продуктов". Основой для разработки данного нормативно-правового акта были исключительно принципы и требования, действующие в Европейском союзе. В частности, этот закон положит начало установлению стандартов НАССР и внедрению сертификатов качества GLOBAL G.A.P и ISO, IFS.

Этот закон - хороший пример того, что Евроинтеграция - позитивный, но непростой процесс: для потребителя этот закон означает гарантии качества и безопасности пищи, в то же время для производителей он означает много дополнительной кропотливой работы, которая обеспечит более высокое качество продуктов питания, произведенных в Украине.

4. Разработка и поддержка бренда украинской продукции

Для достижения абсолютного финансового и социально-политического эффекта украинским товаропроизводителям нужно не просто выйти на рынок ЕС или любой другой, а стать незаменимым брендом для иностранного потребителя. Необходимо приложить максимум усилий для того, чтобы вкусная и полезная украинская продукция завоевала своих потребителей. Так мы сможем достичь того уровня торговли, при котором не только страны ЕС будут нуждаться в нашей продукции, но и весь континент или даже более того. Для этого необходимо налаживать механизм обработки, в частности сырья животного происхождения, путем быстрого внедрения и соблюдения всех без исключения требований.

5. Государственная поддержка агробизнеса на разных уровнях

 

Под государственной поддержкой мы понимаем стимулирование роста и развития бизнеса, лояльность фискального и таможенного законодательств, субсидирование, уменьшение контроля за деятельностью, развитие инфраструктуры для упрощения транспортировки как сырья и удобрений, так и готовой продукции. В условиях стремительного роста цен на горючее различных видов оптимальным становится использование речного (где есть такая возможность) и железнодорожного транспорта. Такая альтернатива не только уменьшит расходы, связанные с экспортом, но и предоставит возможность развивать речной флот Украины.

Информационное агентство "ЛІГАБізнесІнформ"