Прес-центр

Кризис как шанс для производителей тепличных овощей в Украине

Производительность украинских теплиц гораздо ниже, чем на аналогичных предприятиях в Европе. Эверт Ян Краенбринк, советник по вопросам сельского хозяйства Посольства Королевства Нидерландов в Украине в одном из интервью отметил - "только те производители, которые могут успешно конкурировать на рынке, в том числе, международном, могут надеяться на успех". Эти слова должны стать кредо для украинских производителей, если они хотят не только выжить во время кризиса, но и занять достойное место на отечественном и зарубежном рынках. Внедрение новых технологий является дорогим, но в перспективе гарантирует лучшие показатели.

За 2014 год в Украине было произведено почти 482 тыс. тонн овощей закрытого грунта, из них 114 с/х производителями и 368 хозяйствами населения. По предварительным данным на 1 января 2015 год в Украине общая площадь под тепличными комплексами составляла - 4,5 тыс. га из них 400 га приходится на сельскохозяйственные предприятия и 4,1 тыс. га на хозяйства населения.

Украина имеет достаточные климатические и человеческие ресурсы для развития тепличной отрасли, в последние годы фиксировался приток инвестиций в тепличное хозяйство, однако в настоящее время ситуация несколько усложнилась. Рост цен не соответствует платежеспособности украинского потребителя. Многие задаются логичным вопросом - почему дорожает вся продукция, а не только та, что импортируется из-за рубежа. Во-первых, валютная составляющая присутствует в любой продукции, даже если весь процесс производства замкнутый в Украине. Во-вторых - затраты на энергоресурсы, которые составляют до 60-70% в себестоимости овощей закрытого грунта. В-третьих, в структуре себестоимости продукции к энергетическим ресурсам добавляется высокая стоимость минеральных удобрений, качественных иностранных семян, иностранного субстрата (в частности, кокосовые маты и минеральная вата).

Выход из этой ситуации - во внедрении энергоэффективных технологий, инноваций и диверсификация рынков сбыта товаров.

Для снижения себестоимости тепличной продукции фермеры обращаются к современным энергоэффективным технологиям:

- применение подогрева воды в ночное время;

- замена газовых горелок и котлов с более высоким КПД;

- применение люминистентних ламп при выращивании рассады, доосвещение растений соответствующими лампами-датчиками.

Из крупнейших игроков на рынке тепличных продуктов можно назвать 10 крупных тепличных предприятий - ОАО "Комбинат "Тепличный", (Киевская область), ООО "МИР" и "АПК-ЗЕРНОРЕСУРС"(Донецкая область), ЗАО "Тепличный" (Киевская область), ФГ "Агрофьюжн" (Николаевская область), ООО "Эдем-Ф" (Тернопольская область), ЗАО "Змиевская овощная фабрика" (Харьковская область), Уманский тепличный комбинат (Черкасская область) и другие.

По данным Минагроплолитки Украины в текущем году во Львовской области (город Буск) в III квартале будет введен современный тепличный комплекс на площади 2,5 га на котором будут выращиваться томаты и сладкий перец, а также салат (общая стоимость инвестиций составляет 3 млн. евро).

Вместе с тем, следует учитывать, что современный тепличный комплекс требует колоссальных валютных вливаний (1 га строительства современной теплицы составляет от 1,5 и более млн. долл. США, а срок окупаемости будет составлять от 5 и более лет).

В качестве альтернативы следует рассматривать возможность строительства комплексов у тепловых электростанций, где подогретая вода может подаваться непосредственно к котельной комплекса, минимизирует затраты на энергоносители. Пример такого комплекса является городе Эсхар Харьковской области и был в городе Зугрэс Донецкой области, но к сожалению в связи с проведение АТО от в настоящее время не функционирует.

Одним из самых благоприятных для тепличного хозяйства регионов является Юг Украины. Ожидается, что в ближайшие два-четыре года будут строиться малые пленочные тепличные комплексы (до 0,5 га) фермерскими хозяйствами на юге Украины (учитывая погодно-климатические условия). Этому будет способствовать и недавно начатый Канадско-Израильский проект по поддержке плодоовощной отрасли в южных областях Украины. Бюджет проекта - около 19,3 канадских долларов. Задачей проекта является поддержка малых и средних хозяйств, а в перспективе - налаживание самодостаточных кластеров производства и сбыта продукции, с учетом вопросов маркетинга, логистики и инфраструктуры.

Большинство тепличных комплексов уже получили сертификацию GlobalGAP или в ближайшее время ее введут. Global G.A.P. (GAP - Good Agricultural Practice) - это программа, которую предложили сети розничной торговли в Европе с целью обеспечения безопасного производства продуктов питания и декоративных растений. Главной задачей программы является обеспечение клиентов торговых сетей качественной продукцией, не наносит вреда здоровью и окружающей среде.

Несмотря на высокие цены на энергоносители, ограничение в кредитных ресурсах и собственных оборотных денежных ресурсах отрасль является инвестиционно привлекательной. За последние 4 года произошло значительное вливание инвестиций в эту отрасль и ее активное развитие и общая площадь ввода в эксплуатацию новых тепличных комплексов за эти годы составляет около 45 га, что позволило в определенной степени сократить импорт овощей закрытого грунта и обеспечить качественную витаминную продукцию отечественному потребителю. Именно поэтому можем говорить о том, что в среднесрочной перспективе тенденция к развитию отрасли не остановилась, более того предприниматели сами заинтересованы в совершенствовании и оптимизации производства. Более того, именно в этот кризисный период для агропроизводителей появляются преимущества перед импортными производителями - продукция подешевле. Минус цены - затраты на логистику, валютная разница, влияние налога на импорт. Есть мнение, что Украина может стать "европейским Китаем" - именно благодаря удешевлению национальной валюты.

Французы любят подчеркивать - "La crise c'est une chance" - кризис - это шанс, указывая на то, что в кризисные времена появляется больше возможностей у чего-либо более современного и эффективного. То же касается и тепличного бизнеса, который должен направить свои усилия на увеличение энергоэффективности и оптимизации производства. В то же время отечественных производителей должно поддержать не только государство, но и потребитель - выбирая украинскую продукцию, мы создаем спрос, необходимый для движения экономики вперед.

 

Дмитрий Шульмейстер

директор департамента продовольствия Министерства аграрной политики и продовольствия Украины